Закон о банкротстве погашение требований кредиторов

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Закон о банкротстве погашение требований кредиторов" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Статья 189.77 закона о банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 189.77 закона о банкротстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

2. В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на учредителей (участников) должника — юридического лица или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Кредиторами по денежным обязательствам (далее кредиторы) являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом (далее — заявление кредитора) обладают лица, признаваемые в соответствии с настоящим Федеральным законом конкурсными кредиторами.

Правом на подачу заявления кредитора в арбитражный суд от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования обладают уполномоченные на то органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. К налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

4. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует представитель работников должника.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

2. К компетенции собрания кредиторов относятся:

1) принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

2) принятие решения о заключении мирового соглашения;

3) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

5) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Конкурсный кредитор, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом установленными на дату проведения собрания кредиторов.

4. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

1. Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

2. Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов или конкурсных кредиторов созывается арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов с соответствующим требованием к арбитражному управляющему.

3. Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

1. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов собранием кредиторов принимаются следующие решения:

о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

3. В случае, если на собрании кредиторов, созванном для решения вопросов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не представлено необходимое для принятия указанных решений число голосов конкурсных кредиторов, созывается повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

1. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий.

2. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.

3. Разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, размере и об очередности удовлетворения требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

4. Разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим, о составе и размере требований по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

1. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями внешнего управляющего и конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов.

3. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

требовать от внешнего управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;

требовать от конкурсного управляющего предоставления информации о ходе конкурсного производства;

обжаловать в арбитражный суд действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более одиннадцати человек.

5. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищает ИП, чей бизнес относится к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

    Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.

Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении единственный элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.

Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.

Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.

Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» весной 2021 года. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.

Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.

Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).

Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.

Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:

  • неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
  • сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

Федеральный закон «О несостоятельности» предусматривает проведение пяти этапов в делах о банкротстве, определяет порядок мероприятий и их задачи. Мировое соглашение, являющееся частью процедурного механизма, разрешено проводить и возобновлять на всех стадиях судебного производства.

Стадии (этапы) дела тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются в законодательной последовательности:

  • наблюдение;
  • финансовая санация;
  • перевод под внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры о финансовой несостоятельности.

Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.

Читайте Также  Закон и срок его действия о банкротстве

На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.

Ходатайство о применении стадии допускается к обсуждению и последующему голосованию в случае предоставления документа не позже, чем за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.

Один экземпляр поступает в распоряжение временного управляющего, другой — в арбитражный суд. Перечень документов, подтверждающих возможность проведения финансовой санации и прилагаемых к ходатайству, определен статьями 77 и 78 закона о банкротстве.

К общим обязательным бумагам относятся: гарантия обеспечения выполнения обязательств (поручительство, залог, гарантии банков, государственных или муниципальных учреждений), план финансового оздоровления, график погашения задолженности.

В период финансового оздоровления предпринимается ряд действий:

  • отменяются решения по взысканию долга, принятые до суда;
  • вводится запрет на выдачу дивидендов и выплату процентов по ценным бумагам;
  • запрещается проводить бартерные, зачетные и другие операции с обязательствами;
  • снимается арест с активов организации, прекращается начисление каких-либо финансовых взысканий.

Арбитражный управляющий — лицо, отвечающее за исполнение плана финансовой санации.

Процедура проводится в течение двух календарных лет. Это максимальный срок, определенный законодательством для стадии финансовой санации. В том случае, когда предпринятые меры не привели к реанимации бизнеса, принимается решение о переходе к внешнему управлению или продаже активов (конкурсному производству).

Закон о банкротстве юридических лиц

Закон разрешает подписать мировое соглашение на всех этапах банкротства. Предложение об урегулировании конфликта может быть инициировано должником или кредиторами, но его реализация возможна только при согласии двух сторон. Если инициативу проявляют кредиторы, то это решение утверждается на общем собрании. После подписания мирового соглашения процедура ведения дела о финансовой несостоятельности автоматически прекращается.

В документе прописывается:

  • порядок погашения задолженности;
  • график платежей;
  • форма проведения расчетов и суммы (в том числе процентные ставки).

В документе могут содержаться другие условия, не противоречащие законодательству, а также принимать участие третьи лица. Чаще всего это инвесторы, заинтересованные в сохранении бизнеса (физические и юридические лица).

Банкротство юридического лица — это прекращение деятельности организации по решению арбитражного суда в связи с признанием финансовой несостоятельности.

Заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве имеют права подавать:

  • должник;
  • кредиторы;
  • уполномоченные органы (ФНС, прокуратура, Минфин и государственные организации).

Важно! Заявитель имеет право выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего, который наделен полномочиями управлять компанией-должником во время проведения процедуры банкротства. Исходя из этого положения, в определенных ситуациях выгодно первому подать заявление в арбитраж.

Закон определяет обязанность должника подавать иск в арбитраж о признании себя банкротом в течение одного месяца с момента выявления признаков финансовой несостоятельности.

Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:

  • потеря финансов;
  • утрата репутации надежного бизнес-партнера;
  • пристальный надзор со стороны органов правосудия.

Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.

В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.

Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:

  • учредители;
  • генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
  • лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.

Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.

Первым нормативным правовым актом в указанной сфере стал Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – «Закон 1992 года»).

Несмотря на значительное количество недостатков, данный Закон впервые регламентировал основные понятия в области несостоятельности (банкротства) предприятий, определил виды процедур банкротства и иные важные моменты, которые ранее фактически не были известны советскому и российскому правопорядку.

Так, в соответствии с Законом 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника.

Лицами, имеющими право подавать в суд заявление о признании банкротом, являлись должник, его кредиторы и прокурор.

По нормам Закона 1992 года в отношении должника применялись следующие процедуры:

  • реорганизационные: внешнее управление имуществом и санация;
  • ликвидационные: принудительная ликвидация по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация под контролем кредиторов и ликвидация в процессе конкурсного производства;
  • мировое соглашение.

Закон 1992 года не предусматривал многих важных положений, в частности, механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного закона были нечеткими и довольно обобщенными.

Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Действующее нормативное регулирование отношений в сфере несостоятельности определяется Федеральным законом от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который применяется почти восемнадцать лет (далее – «Закон 2002 года»), и содержит не только нормы материального права, но и регламентацию судебного разбирательства, процедуры рассмотрения арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве), а также различных обособленных споров в его рамках.

В законе 2002 года расширилось понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон 2002 года множество раз подвергался корректировке, а также изменениям носящий радикальный характер, в том числе в части включения в закон значительного объема норм, регулирующих особенности банкротства различного вида должников, отдельных норм в отношении оспаривания сделок должников, субсидиарной ответственности по обязательствам должников.

К числу наиболее важных изменений по сравнению с первоначальной моделью регулирования можно отнести следующие поправки:

  • о введении моратория на банкротство;
  • о предоставлении работникам предприятия-банкрота полномочий по участию в деле о банкротстве;
  • уточнение правового статуса арбитражных управляющих и решение организационных моментов, связанных с их участием в деле о банкротстве;
  • введение института банкротства физических лиц;
  • установление возможности оспаривания сделок должника;
  • возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.;
  • усовершенствования порядка продажи имущества должника;
  • введение новой реорганизационной процедуры — финансового оздоровления;
  • установление порядка удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника и иное.

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, детальный подход законодателя к урегулированию сферы несостоятельности (банкротства) в законе 2002 года присутствует значительное количество пробелов и спорных моментов.

Именно поэтому применение действующего закона о банкротстве фактически невозможно без многочисленных разъяснений Пленумов Верховного суда РФ и ныне упраздненного Высшего Арбитражного суда РФ, дающих обязательные рекомендации судам относительно рассмотрения дел о банкротстве, а также действующей правоприменительной практики Судебной коллеги по экономическим спорам Верховного суда РФ, арбитражных судов округов.

Так, предметом отдельного рассмотрения высших судов были, в частности, следующие вопросы:

  • особенности банкротства индивидуальных предпринимателей,
  • ведение банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства,
  • погашение расходов по делам о банкротстве,
  • текущие платежи по денежным обязательствам в рамках дел о банкротстве,
  • особенности признания недействительными сделок должника и т.д.

Вместе с тем, объем накопленных правовых позиций и, соответственно, их разрозненность значительно затрудняют правоприменение.

Федеральный закон № 289-ФЗ от 31.07.2020 года о внесении изменений в Закон о банкротстве в части внесудебного банкротства граждан вступает в силу уже с 1 сентября 2020 года. Данные изменения, как представляется, являются первой ласточкой изменения целого ряда институтов банкротства в РФ в 2020 году.

Указанным законом устанавливаются правила проведения процедуры банкротства граждан во внесудебном порядке и без прямого участия арбитражного, финансового управляющего.

Верховным судом РФ в Государственную Думу внесен законопроект № 598603-7, предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению требований кредиторов от арбитражных судов к арбитражным управляющим. Проект уже был одобрен Государственной Думой в первом чтении.

В настоящее время включение требований кредиторов в реестр требований и исключение из него происходит исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.

Целью законопроекта является предполагаемое совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами и снижение нагрузки на суды за счет возложения на арбитражных управляющих полномочий по рассмотрению бесспорных требований, по которым у участников дела о банкротстве нет возражений. Предполагается, что это позволит сэкономить объем средств федерального бюджета и трудозатраты работников суда.

Вместе с тем, в законопроекте, как представляется, не учтены в полной мере все реалии сегодняшнего дня и особенности правоприменительной практики законодательства о банкротстве, а также уже накопленный негативный опыт злоупотреблений со стороны лиц, участвующих в делах о банкротстве.

Прежде всего, законопроектом не приняты в расчет трудности, с которыми может столкнуться арбитражный управляющий при рассмотрении отдельных требований, поскольку в отличие от судей, наличие обязательного высшего юридического образования для арбитражного управляющего не требуется, а, следовательно, он не сможет с должной компетенцией принимать решения относительно спорных и сложных юридических вопросов, таких как, наличие признаков ничтожных сделок, аффилированности кредитора и должника, установления залогового, субординированного характера требований кредиторов, соблюдение сроков исковой давности и т.д.

В заключение рассмотрим еще один проект изменений в Закон о банкротстве, подготовленный Минэкономразвития России и пока не внесенный в Государственную Думу.

Сразу обращает на себя внимание изменение наименования самого федерального закона: «О реструктуризации и банкротстве». Таким образом, законодатель уделяет особое внимание процедуре реструктуризации долгов, которую предлагают применять не только в отношении гражданина, но также и в отношении коммерческих участников делового оборота, к юридическим лицам.

1. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство.

2. Конкурсными управляющими при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций (далее также — конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России).

3. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 189.68 настоящего Федерального закона, а также пунктом 2 статьи 189.105 настоящего Федерального закона, функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады, осуществляет Агентство.

За осуществление полномочий конкурсного управляющего Агентству вознаграждение не выплачивается.

4. Обязательными условиями аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций являются:

1) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным настоящим Федеральным законом;

2) отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

3) прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.

5. Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляется Банком России на основании заявления арбитражного управляющего в течение тридцати дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим параграфом.

6. Заявление об аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций может быть направлено в Банк России саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется нормативными актами Банка России.

7. Банком России по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.

8. Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год. Продление срока действия аккредитации осуществляется Банком России на основании направляемых в Банк России за тридцать дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Банк России выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, свидетельство об аккредитации.

9. Убытки, причиненные конкурсным управляющим, аккредитованным при Банке России, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей лицам, участвующим в деле о банкротстве, возмещаются за счет конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, и страхования его ответственности на случай причинения таких убытков.

10. Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение десяти дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату, рассчитанной временной администрацией по управлению кредитной организацией на основании методик, установленных нормативными актами Банка России, а именно:

1) три процента стоимости активов, превышающей сто миллионов рублей, при стоимости активов от ста миллионов рублей до трехсот миллионов рублей;

2) шесть миллионов рублей плюс два процента стоимости активов, превышающей триста миллионов рублей, при стоимости активов от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

3) двадцать миллионов рублей плюс один процент стоимости активов, превышающей один миллиард рублей, при стоимости активов более одного миллиарда рублей.

11. Сообщение о надлежащем обеспечении ответственности конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, направляется им в указанный срок в арбитражный суд и Банк России.

12. В случае утверждения Агентства конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном настоящим параграфом, на Агентство не распространяются требовани�� о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

13. Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам
    • дополнительных соглашений к нему руководствуясь статьями 834, 837, 838, 839, 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 15 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», статьями 2, 189.25, 189.77 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в отсутствие доказательств обосновывающих связь между наступившим для общества вредом выразившимся в невозможности воспользоваться собственными денежными средствами…
    • основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют. Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства по правилам статей 65, 71 и 168 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 189.8, 189.64, 189.67, 189.73 и 189.77 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», установили…
    • доводов кассационной жалобы не установлено. Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства по правилам статей 65, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь положениями статей 189.8, 189.64, 189.67, 189.73 и 189.77 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», установили…
    Читайте Также  Коммерсант по банкротству

    1. Из средств, вырученных от реализации предмета залога, семьдесят процентов направляется на погашение требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. Денежные средства, оставшиеся от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника в следующем порядке:

    двадцать процентов от суммы, вырученной от реализации предмета залога, — для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника для погашения указанных требований;

    оставшиеся денежные средства — для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.

    2. В случае, если залогом имущества должника обеспечиваются требования конкурсного кредитора по кредитному договору, из средств, вырученных от реализации предмета залога, восемьдесят процентов направляется на погашение требований конкурсного кредитора по кредитному договору, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. Оставшиеся средства от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника в следующем порядке:

    пятнадцать процентов от суммы, вырученной от реализации предмета залога, — для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника в целях погашения указанных требований;

    оставшиеся денежные средства — для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.

    (Абзац четвертый утратил силу на основании Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3632)

    (Абзац пятый утратил силу на основании Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3632)

    2-1. Денежные средства, предназначавшиеся для погашения требований кредиторов первой и второй очереди и оставшиеся на специальном банковском счете должника после полного погашения таких требований, направляются на погашение части обеспеченных залогом имущества должника требований конкурсных кредиторов, не погашенной из стоимости предмета залога в связи с удержанием части стоимости для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

    Денежные средства, оставшиеся после полного погашения требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредитора, обеспеченных залогом реализованного имущества, включаются в конкурсную массу.

    Денежные средства, оставшиеся после полного погашения судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, включаются в конкурсную массу.

    Не удовлетворенные за счет стоимости предмета залога требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

    (Пункт 2-1 введен Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3632)

    2-2. Требования кредитора по обязательству, обеспеченному залогом прав по договору банковского счета, удовлетворяются путем списания банком на основании распоряжения конкурсного управляющего денежных средств с залогового счета должника и выдачи их кредитору по обязательству, обеспеченному залогом прав по договору банковского счета, или зачисления их на счет, указанный таким кредитором.

    Требования указанных в настоящем пункте кредиторов удовлетворяются в размере семидесяти процентов от имеющихся на залоговом счете денежных средств, а в случае, если залогом прав по договору банковского счета обеспечиваются требования конкурсного кредитора по кредитному договору, в размере восьмидесяти процентов от имеющихся на указанном счете денежных средств, но не более размера обеспеченного залогом прав по договору банковского счета требования.

    Неудовлетворенные требования конкурсного кредитора по обязательствам, которые были обеспечены залогом прав по договору банковского счета, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

    (Пункт 2-2 введен Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6699, вступает в силу с 1 июля 2014 года)

    3. Конкурсный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, в соответствии с настоящей статьей (специальный банковский счет должника).

    В договоре специального банковского счета должника указывается, что денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете должника, могут списываться только для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, а также для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.

    Денежные средства со специального банковского счета должника списываются по распоряжению конкурсного управляющего только в целях удовлетворения требований кредиторов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    Подавать заявление на бездействие конкурсного управляющего либо на его действия, которые повлекли за собой негативные последствия, могут все участники дела о признании несостоятельности компании. В их число входят:

    • кредиторы;
    • должник;
    • представитель сотрудников юридического лица;
    • представитель учредителей юридического лица;
    • представитель собственника имущества юридического лица;
    • уполномоченные органы.

    Люди, косвенно участвующие в деле и при этом пострадавшие от действий специалиста, жаловаться на общих основаниях не могут.

    ФЗ о банкротстве и несостоятельности

    Конкурсный управляющий наделяется определенными полномочиями, однако должностных обязанностей и функций у него также немало. Данный человек должен:

    • Проводить инвентаризацию и оценку всего имущества должника.
    • При необходимости привлекать независимых экспертов, которые помогут оценить финансовое состояние.
    • Сообщать определенным организациям о том, что была запущена процедура банкротства. Подать информацию требуется не позже недели после вступления в должность.
    • Нести ответственность за то, чтобы актив должника оставались в нормальном состоянии.
    • Искать имущество субъекта, начавшего процедуру банкротства и его счетов.
    • Проводить постоянную реальную оценку имущества должника.
    • Проводить различные собрания кредиторов и отвечать на их вопросы.
    • Предоставлять кредиторам все необходимые данные о финансовом состоянии банкрота.
    • Предупредить работников организации о запущенной процедуре банкротства не позже, чем через месяц после ее начала.
    • Составлять различные реестры требований, предъявляемых должнику.
    • Вправе действовать и создавать конкурсную массу из активов банкрота.
    • Проводить торги и продажу неликвидной собственности на различных электронных площадках.
    • Погашать различные кредитные задолженности в той очереди, какая устанавливается законом.

    Временный руководитель делами организации наделяется следующими полномочиями:

    • заявлять в арбитраж от собственного имени требования о признании ничтожными сделок и постановлений, а также настаивать на применении мер ответственности за нарушение законодательных норм;
    • направлять возражения в отношении требований кредиторов;
    • участвовать в заседаниях по проверке оснований для признания требований кредиторов, в том числе банков, необоснованными;
    • направлять ходатайства в арбитраж касательно вспомогательных мероприятий для гарантий целостности собственности должника;
    • писать просьбы об отстранении руководителя компании в связи с его неправомерными действиями или выявленными нарушениями;
    • требовать любые данные и документацию касательно деятельности предприятия.

    Поскольку временный управляющий вправе изучать любые документы о состоянии дел на предприятии, персонал компании должен по первому требованию предъявлять такие документы. В противном случае невыполнение данного пункта рассматривается как препятствие управляющему в осуществлении его функций, и он вправе обратиться в судебный орган по данному факту в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.

    Назначенное должностное лицо обязано выполнять следующие задачи:

    • Любыми законными способами обеспечить целостность собственности должника. С этой целью он может обратиться в арбитраж с просьбой запретить на период наблюдения заключение определенных сделок и проведение операций.
    • Провести полноценный анализ финансового состояния организации.
    • Выявить перечень всех кредиторов и вести реестр предъявленных ими требований.
    • Уведомить их о начале этапа наблюдения в четком соответствии с прописанной в законодательстве процедурой публикации.
    • Организовать первое совещание кредиторов.

    Временный управляющий должен осуществить ряд действий для успешных результатов процедуры наблюдения:

    • четко определить причины, почему должник не в силах оплачивать взятые на себя финансовые обязательства;
    • выявить степень ликвидности имеющейся собственности и активов;
    • провести анализ и спрогнозировать возврат нормального финансового состояния в случае проведения внешних реабилитационных процессов;
    • рассчитать текущую рыночную стоимость компании как полноценного производственного комплекса;
    • разработать меры по восстановлению финансовой состоятельности.

    Одной из ключевых задач управляющего является выявление признаков фиктивного банкротства. К таким показателям можно отнести неправдоподобную финансовую отчетность, отсутствие принятых мер по взысканию долгов с дебиторов, оформление сделок на подозрительных условиях по заниженной стоимости.

    Временный управляющий при банкротстве назначается на самой первой стадии данного процесса. Он выбирается исключительно арбитражным судом. Кандидатуры предоставляются самим судом или кредиторами.

    Наблюдение максимально длится в течение трех месяцев, но при наличии веских оснований период может увеличиваться до 5 месяцев. Именно в течение этого времени действует временный управляющий.

    Обзор изменений в Закон о банкротстве во второй половине 2020 года

    Выбранный и утвержденный конкурсный управляющий в дальнейшем должен придерживаться определенного плана действий:

    • После проведения процедуры утверждения, лицо должно заменить все сферы управления в организации должника.
    • Кандидат начинает исполнять роль руководителя учреждения, проходящего процедуру банкротства.
    • Лицо вступает во взаимоотношения с различными контрагентами, формирует конкурсную массу, которая включает все материальные активы и денежные средства должника. В дальнейшем данную массу используют для погашения различных задолженностей.
    • Управляющий получает прибыль от продажи, аренды имущества и иных действий, которые могут приносить денежные средства.
    • После того, как проведены все первоначальные действия, начинается новая стадия. Проводится инвентаризация, в ходе которой описывается все имущество должника. В дальнейшем оно оценивается и отправляется на реализацию, которая может быть проведена одной массой либо на аукционах.
    • После реализации имущества полученные денежные средства выплачиваются кредиторам в порядке установленной очередности. При этом управляющий сам выполняет эти действия и составляет по ним реестр.
    • Как только деньги выплачены, лицо снимает требования от кредиторов.
    • Общий реестр закрывается в том случае, когда у кредиторов не остается никаких претензий к должнику.
    • Прекращение всех действий является поводом для того, чтобы конкурсный управляющий передал в Арбитражный суд отчет, к которому прикладывается необходимая документация и ликвидный баланс.
    • После того, как вся поданная информация будет проверена, конкурсный представитель получает вознаграждение за проделанную работу.

    Внимание! Для выбранного кандидата важно соблюдать все пункты плана и вовремя подавать необходимую отчетность.

    • Органы государственной власти, иные государственные органы:
    • Правовые акты:
    • Источники правовых актов:
    • Иные сокращения:

    При наступлении стадии конкурсного производства утверждается кандидатура управляющего, который должен быть членом саморегулируемой организации. Если кредитор не указал организации, из числа которых производится выбор, эта обязанность возлагается на суд.

    После получения соответствующего запроса саморегулируемая организация обязана направить сведения о соответствии выбранной кандидатуры требованиям ФЗ № 127-ФЗ. Если установлено соответствие требованиям, суд выносит акт о назначении.

    Вознаграждение назначенного лица состоит из двух составляющих: фиксированной и переменной. Используя такую систему, законодатель создает заинтересованность и мотивирует к более эффективной работе по погашению долгов перед кредиторами.

    Конкурсный управляющий

    – это лицо, которое согласно закону РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий, осуществляет конкурсное производство.

    Закон о банкротстве предусматривает 2 случая замены лица, осуществляющего конкурсное производство.

    1. Управляющего могут освободить от выполнения обязанностей по его личной инициативе или ходатайству СРО, членом которой он является на основании ст. 144 Закона 127-ФЗ. Если конкурсное производство при этом еще не закончено, то арбитражный суд рассматривает и утверждает новую кандидатуру. Ее могут выдвинуть как кредиторы, так и СРО. Освобожденный от полномочий управляющий должен передать своему преемнику все финансовые документы и отчеты.
    2. Если во время конкурсного производства выяснилось, что платежеспособность должника можно восстановить, управляющий собирает собрание кредиторов по вопросу прекращения действующей процедуры и замены ее на внешнее управление. После принятия такого решения и обращения с ходатайством в арбитраж суд выносит соответствующее определение. Полномочия лица, осуществляющего конкурсное производство, прекращаются и вместо него назначают внешнего управляющего.

    Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

    Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

    Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

    Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

    Комментарий к статье 9 Закона о банкротстве

    В случае нарушения прав компании-банкрота или кредиторов, заинтересованные лица вправе жаловаться в СРО АУ или в арбитражный суд. При этом необходимо обладать юридической подкованностью и доказательной базой.

    Контроль над деятельностью конкурсных управляющих является обязанностью саморегулируемой организации. Направленная жалоба может решить вопрос без привлечения судебных органов.

    Ходатайство подается в дисциплинарный комитет СРО АУ.

    Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо учесть следующие требования:

    • жалоба должна быть составлена от лица, которое принимает непосредственное участие в процедуре банкротства;
    • жалоба должна иметь доказательства в виде сопутствующих документов;
    • потребуется явиться на судебное заседание по рассмотрению жалобы.

    Арбитражный суд также контролирует исполнение управляющим своих обязанностей. В его полномочиях отстранить назначенного специалиста от участия в деле о банкротстве.

    Теперь вы знаете, кто такой конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц и какие обязанности он выполняет. Вся его деятельность строго регламентирована законодательством. Любое отклонение от правовых норм может повлечь за собой дисквалификацию с невозможностью дальнейшего ведения деятельности.

    При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего

    Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

    С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены законом.

    Конкурсный управляющий обязан:

    • принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;
    • включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;
    • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
    • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
    • уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
    • предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
    • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
    • вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
    Читайте Также  Покупка автомобиля, находящегося в залоге

    Конкурсный управляющий вправе:

    • распоряжаться имуществом должника;
    • увольнять работников должника, в том числе руководителя должника
    • заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок
    • подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок

    Конкурсный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:

    • по его заявлению;
    • по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, по ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, в случае выхода арбитражного управляющего из саморегулируемой организации
    • иных предусмотренных законом случаях.

    Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего:

    • на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;
    • в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов;
    • в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим;
    • по иным основаниям, предусмотренным законом о Банкротстве.

    Последним завершающим этапом процесса банкротства есть конкурсное производство. Конкурсное производство не может проходить без участия такого лица, как конкурсный управляющий. Данный представитель является соединяющим звеном между всеми участниками делопроизводства: кре��иторами, должником и судом.

    В оформлении любого банкротства главную роль исполняет арбитражный управляющий (далее АУ). Этот специалист является связующим звеном и посредником между судом, кредиторами и должником. От его профессиональных навыков во многом зависит, как быстро разрешится проблемная ситуация, и как быстро будут выполнены все требования кредитных организаций.
    Процедура оформления банкротства юридического лица состоит из 4-ёх этапов: наблюдение, санация, внешнее управление и конкурсное производство. Каждая из этих стадий сопровождается и ведётся конкурсным управляющим. Судья может назначить на каждый этап отдельного специалиста, либо поручить всю работу одному и тому же сотруднику. В зависимости от того, какой этап банкротства ведёт управляющий, его могут именовать соответствующим образом:

    • на этапе наблюдения — временный;
    • на этапе санации — административный;
    • на этапе внешнего управления — внешним (руководство предприятием переходит полностью к управляющему);
    • на этапе конкурсного производства — конкурсным (эта стадия является завершающей при признании банкротства).

    Конкурсный управляющий (далее КУ) утверждается судьёй после оглашения отчёта о том, что предыдущий этап банкротства завершён. После этого суд объявляет о начале конкурсного производства. В тех случаях, когда работа управляющего на предшествующих этапах не вызывала недовольство у всех участников дела, судья может продлить работу сотрудника и на завершающий этап. Собрание кредиторов в свою очередь может выступить с ходатайством о замене специалиста и поиске нового кандидата на эту должность. Он может быть назначен даже из другой саморегулируемой организации (далее СРО).

    Обычно поиски конкурсного управляющего не занимают много времени, так как желающих получить 7% от стоимости всего проданного имущества должника всегда хватает. Профессиональная деятельность конкурсного менеджера осуществляется с момента решения суда до того момента, пока конкурсное производство не будет окончено. Итоги своей работы управляющий обязан предоставлять вместе с приложенными документами, которые будут подтверждать продажу имущества юридического лица. В тех случаях, когда компания растеряла всё своё нажитое имущество, найти КУ весьма проблематично. Работать несколько месяцев, пока длятся торги, за фиксированную ставку в 30 тысяч рублей в случае с юридическими лицами никто не горит желанием.

    В процессе оформления банкротства АУ решает большое количество вопросов. Довольно часто к разорению приводят не сложные экономические условия, а глупое и нерациональное управление менеджеров компании. На стадии внешнего управления активно принимаются различные эффективные меры по исправлению допущенных ранее ошибок в управлении фирмой. Специалист, который назначается судом на данную стадию процесса банкротства, заведомо должен быть первоклассным управленцем и менеджером.

    На протяжении нескольких месяцев назначенный судом специалист руководит компанией, пытаясь вернуть ей стабильное существование. Но довольно часто все предпринятые усилия не приводят к положительному результату. В процесс банкротства вводят конкурсного управляющего только тогда, когда разорённую компанию невозможно спасти.

    Роль конкурсного управляющего — максимально выгодно распродать имущество потенциального банкрота, чтобы иметь возможность полноценно выполнить требования заимодавцев. Сотрудник, специализирующийся на банкротстве, должен иметь высшее образование юриста или экономиста. При этом он должен быть членом одной из СРО.

    Другая важная роль конкурсного менеджера — поиск наиболее эффективных путей решения финансовых проблем компании. В обязанности конкурсного управляющего входит:

    • предварительная опись и оценка стоимости имущества;
    • обеспечение сохранности всех документов;
    • занесение в единый реестр о банкротстве всех данных об имуществе;
    • своевременное информирование всех заинтересованных лиц о текущем положении дел;
    • своевременное информирование сотрудников компании-должника о предстоящем увольнении за 2 месяца, а также своевременный расчёт с ними в последний рабочий день;

    Права, которыми наделён конкурсный специалист:

    • оспаривание любых подозрительных сделок, совершённых прежним руководством за последние 3 года;
    • продажа или реализация наиболее выгодным способом имущества потенциального банкрота;
    • закрытие всех банковских счетов должника, за исключением того, который будет использоваться для погашения всех долгов;
    • совершение официальных запросов в любые организации о наличии неучтённого имущества компании, попавшей под банкротство;
    • отказ от участия в банкротстве.

    Для полноценного формирования образа КУ, рассмотрим все условия, под которые должен подходить кандидат, претендующий на эту должность. Все они перечислены в двадцатой статье федерального закона №117 (О банкротстве). Тут также указан список условий, полное соответствие которому способствует оперативному зачислению в СРО:

    • гражданство Российской Федерации;
    • наличие диплома о высшем образовании экономиста или юриста;
    • рабочий стаж от 1-го года на посту руководителя;
    • 2-ухлетняя предварительная практика в качестве помощника арбитражного управляющего (каждая организация может сама устанавливать собственные требования);
    • оценка «отлично» на экзамене по утверждённой программе для финансовых управляющих;
    • отсутствие судимостей;
    • отсутствие увольнений с руководящих постов и исключений из других СРО;
    • наличие действующей страховки на сумму от десяти миллионов рублей (страховка профессиональной ответственности).

    На протяжении всего дела о несостоятельности конкурсного управляющего вынужден принимать ответственные решения. Этот сотрудник исполняет ключевые роли во всём делопроизводстве. Его работа должна осуществляться в полном соответствии с законом. В тех случаях, когда не соблюдаются права сторон дела или арбитражным менеджером совершаются незаконные действия, об этом необходимо уведомлять соответствующие контролирующие органы.

    Прежде чем написать жалобу на действия сотрудника, нужно убедиться, что для неё действительно имеются все основания. Дело в том, что КУ выполняет широкий перечень обязанностей и имеет для этого много полномочий. А вот ограничений на его деятельность не так уж и много. Всё это необходимо для быстрого разрешения всех проблемных моментов, связанных с признанием банкротства. Иначе этот процесс может затянуться на длительное время.

    Основной документ, который регламентирует оформление письменных претензий к работе сотрудника – федеральный закон под номером 127 «О несостоятельности». Этот документ содержит размытые формулировки нарушений и проступков:

    • попирание правами и игнорирование интересов всех фигурантов дела;
    • действие в интересах определённого круга лиц;
    • собственная заинтересованность в деле;
    • несоблюдение обязательств, прописанных в статьях 20 и 129 данного закона;
    • игнорирование сроков и несоблюдение правильного оформления отчётов, прописанные в 26-ой и 143-ей статьях данного закона;
    • нарушение программы, которая регулирует продажу имущества юридического лица, отмеченной в статье №130 данного законопроекта.

    Управляющие соблюдают предписания и правила, обозначенные СРО, членами которых они являются. Деятельность этих организаций регулируется Правительством РФ и разъясняется Высшим арбитражным судом Российской Федерации. Эта инстанция в письме №88 от 30.12.2004 года разделила проступки и нарушения специалистов на два вида:

    • пренебрежение профессиональными обязательствами;
    • несоблюдение установленного регламента и указаний Правительства, указанных в соответствующих письмах.

    Помимо этого, существуют правила, которые устанавливаются СРО. На практике арбитражного управляющего приписывают различные нарушения. Однако за этими претензиями довольно часто стоят не подтверждённые заявления. А вот список тех проступков, в результате осуществления которых судья незамедлительно отстраняет специалиста от работы:

    • невыполнение прямых профессиональных обязательств. К строгим нарушениям относятся бездействие сотрудника в вопросе сбора и оповещении заимодавцев об очередном собрании или непредставление результатов собственной деятельности;
    • регулярные срывы собраний заимодавцев. На этом мероприятии должно происходить своевременное оповещение заинтересованных участников о финансовой ситуации юридического лица;
    • игнорирование просьбы срочно организовать кредитное собрание;
    • непредставление отчётов по результатам проведённого конкурсного производства;
    • умышленное замедление всех процедур без явной необходимости. Такие действия приводят к излишним тратам;
    • утаивание итогов проведённой экспертизы от кредиторов, которая оценивает имущество юридического лица. Подобные действия часто означают, что сотрудник провёл процедуру незаконно, или ему есть что скрывать;
    • непредставление кредиторам возможности выставить цены распродаваемое имущество;
    • умышленное замедление процесса продажи имущества.

    Подавать жалобу стоит в случае бездействия или при выявлении прямых нарушений АУ своих обязанностей. Одним из основных критериев, указывающих на недобросовестную работу, являются финансовые убытки. В этом деле даже потенциальные убытки могут быть доказательной базой для оценки некачественной работы специалиста. Особую роль также приобретает согласование процесса конкурсного производства со всеми участниками кредиторских собраний. Заинтересованные лица должны своевременно получать актуальную информацию.

    Отдельно рассмотрим действия конкурсного управляющего, которые допускаются судом, но при этом могут вызвать неоднозначную реакцию у участников дела. Управляющий довольно часто во время делопроизводства о банкротстве обращается за помощью к представителям других профессий. Закон позволяет ему нанимать тех сотрудников, чья профессиональные навыки ему нужны в конкретном деле. Работа этих наёмных сотрудников оплачивается средствами компании, в отношении которой ведётся дело о несостоятельности, а также частично оплачивается кредиторами. Сторонам рекомендуется контролировать эту статью расходов слишком старательного управляющего, так как после конкурсного производства при неосмотрительных затратах сторонам может не хватить средств, чтобы рассчитаться по выставленным счетам.

    Перечислим ещё несколько рабочих моментов финансового менеджера, которые могут вызвать неоднозначную реакцию, но при этом суд их не запрещает осуществлять:

    • заключение арендных договоров от имени обанкротившейся стороны;
    • привлечение к рабочему процессу необходимого количества юристов, занимающихся решением разных вопросов;
    • отказ в предоставлении документации компании-банкрота или бумаг из дела некоторым кредиторам;
    • оспаривание сделок должника.

    Если конкурсный управляющий действует по правилам, оговорённым на кредиторском собрании, то в этом случае жалобу суд с большой вероятностью признает необоснованной. Судьи всегда ориентируются на креди��орские собрания как на главный контролирующий орган. Если собрание не учло некоторые нюансы, либо на нём были принятые решения не единогласные решения без учёта меньшинства голосов, то суд также признает жалобу необоснованной.

    Перед тем, как вошло в силу решение суда о назначении управленца представлять интересы всех действующих лиц в банкротстве, его кандидатура тщательно рассматривается на соответствие всем требованиям. А требования, которым управленец должен удовлетворять, такие:

    1. Иметь высшее образование.
    2. Руководящий опыт работы.
    3. Некоторое время должен проработать помощником АУ.
    4. Никаких выговоров, связанных с профессиональной деятельностью. Отсутствие судимостей и штрафов.
    5. Экзамен по теории должен быть пройден.
    6. Заключенный договор о страховании ответственности.
    7. АУ должен систематически оплачивать членские взносы.

    Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) вступил в силу в Российской Федерации в октябре 2002 года. Он состоит из преамбулы, глав и статей. Им регулируются правоотношения по признанию несостоятельными юридических лиц. Говоря доступным языком, здесь установлены отдельные аспекты осуществления денежных расчетов, меры по предупреждению банкротства и др.

    Отдельными главами в законе регулируется порядок признания лица банкротом, последствия этого, порядок и очередность погашения долговых обязательств и др.

    Закон о банкротстве физических лиц: разбираем все по полочкам

    Законодательство устанавливает отдельные положения, касающиеся признания банкротом физического лица. В федеральном законе 127 этому посвящена глава 10. Здесь также обозначен порядок признания несостоятельным индивидуального предпринимателя и крестьянского фермерского хозяйства.

    Более детально данный вопрос закреплен в гражданском кодексе РФ. Именно там установлены основные принципы, по которым в отношении гражданина может быть начата процедура банкротства, как она проводится и др.

    Банкротству юр. лиц посвящены как положения гражданского законодательства, так и непосредственно нормативный правовой акт номер 127. Для того чтобы признать юридическое лицо должником, необходимо вынести специальный акт.

    Стоит отметить, что инициатором данного процесса может стать как сам генеральный директор фирмы или правящий совет, так и любое другое заинтересованное лицо. Например, это может быть работник, которому более трех месяцев не выплачивают положенную ему заработную плату.

    Дела подобного рода могут быть рассмотрены исключительно органами арбитражного суда. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции не допускается в соответствие с законодательством.

    ЕФРСБ – это единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Именно там можно узнать, какое юрлицо находится в данной процедуре, на какой стадии процесс банкротства, кто конкурсный управляющий и др.

    Данный интернет ресурс является очень полезным. Прежде всего, с помощью него можно проверить своего контрагента. Это необходимо для того, чтобы избежать в будущем нарушений по исполнению обязательств, вытекающих из договоров.

    Сайт полезен и для кредиторов, которые имеют те или иные претензии к юридическому лицу, находящемуся в процедуре банкротства.

    Данному вопросу посвящена статья 139 ФЗ 127.

    Там указано, что после того, как данные об организации были внесены в соответствующий реестр, проводится полная и комплексная оценка всего имущества юридического лица.

    После этого организовываются торги. Информация о их проведении должна быть размещена таким образом, чтобы любой желающий смог ознакомиться с ней. Это может происходить с помощью средств массовой информации, с помощью сети интернет и др.

    Представить и подать необходимые документы покупатель должен в течение срока, указанного в сообщении о проведении торгов. В данной ситуации торги проводятся в форме аукциона. Это означает, что выбор падет на такого покупателя, который предложит наивысшую цену.

    Любой из участников имеет право потребовать признать аукциона недействительным.

    Это может происходить по следующим основаниям:

    • участвовало только одно лицо;
    • необоснованный выбор покупателя;
    • проведение торгов раньше положенного срока и др.

    На основании проведения аукциона заключается договор купли-продажи.

    Похожие записи:

  • Источники

    1. Марина Юрьевна Яковлева Гражданство. Регистрация; Юрайт - М., 2015. - 864 c.
    2. Дегай Павел О совершении крепостных актов на основании общих российских узаконений; Машиностроение - Москва, 1990. - 642 c.
    3. Экспертиза в судопроизводстве. Учебник для бакалавров; Проспект - М., 1975. - 594 c.
    4. Титаренко Алена Земельное право. Шпаргалка; Научная книга - М., 2009. - 688 c.
    5. Кучерена А. Г. Студенты, абитуриенты, учащиеся; Юстицинформ - М., 2008. - 246 c.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Банкротство 2021