Банкротство унитарного предприятия порядок и процедуры проведения

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Банкротство унитарного предприятия порядок и процедуры проведения" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Содержание
  1. Процедура банкротства муниципального унитарного предприятия
  2. Что такое МУП и ГУП
  3. Что говорится в законодательстве о банкротстве ГУП (МУП)
  4. Отличия несостоятельности МУП от остальных организаций
  5. Причины банкротства
  6. Процедура признания МУП несостоятельным
  7. Критерии для признания несостоятельности организаций
  8. Последствия банкротства унитарных предприятий
  9. Заключение
  10. Принципиальные отличия банкротства МУП
  11. Положения законодательства
  12. Критерии, по которым организацию ликвидируют, как неспособную погасить долги
  13. Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия
  14. Порядок процедуры банкротства
  15. Условия ликвидации
  16. Последствия и ответственность
  17. Особенности унитарных предприятий
  18. Осуществление процедуры банкротства УП
  19. Банкротство унитарного предприятия порядок и процедуры проведения
  20. Банкротство муниципального предприятия
  21. Арбитражное и антикризисное управление
  22. Какие бывают нюансы у банкротства МУП
  23. Процедура банкротства унитарного предприятия
  24. Условия ликвидации
  25. Банкротство гуп муп судебная практика
  26. Лица, не подлежащие банкротству

Процедура банкротства муниципального унитарного предприятия

Коммерческие (унитарные) предприятия обладают по закону особым правовым статусом. При возникновении проблем материального характера в их отношении также может инициироваться процедура несостоятельности. Но банкротство унитарного муниципального предприятия имеет определенную специфику. Подробнее об этом, читайте далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Что такое МУП и ГУП

По гражданскому законодательству юридические лица могут образовываться в различных организационно-правовых формах. Одним из видов организаций по ГК РФ являются унитарные (бюджетные) предприятия. Они создаются муниципалитетами или гос. органами, и именуются ГУП или МУП в зависимости от статуса собственника имущества.

Отличительными особенностями таких коммерческих предприятий являются:

  1. Учреждать их вправе Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципалитеты.
  2. Уставы предприятий должны утверждаться соответствующими органами РФ, ее субъектов или муниципалитетов.
  3. У них отсутствуют права собственника на передаваемое учредителями имущество. Использовать его возможно только на правах хозяйственного ведения, оперативного управления.
  4. Они отвечают по их собственным невыплаченным долгам всем своим имуществом. По долговым обязательствам владельца переданного им имущества они не отвечать не должны
  5. Ликвидироваться МУПы и ГУПы могут при приятии соответствующего решения их учредителями.

Что говорится в законодательстве о банкротстве ГУП (МУП)

Из положений статьи 65 Гражданского кодекса (ГК РФ) следует, что процедуры банкротства могут вводиться в отношении практически любых юр. лиц. Исключения составляют религиозные организации, политические партии, казенные предприятия (учреждения). Фонды и государственные корпорации могут банкротиться, только если это напрямую указано в законе.

Получается, что банкротство государственных и муниципальных предприятий допускается, только если они не являются казенными. К числу казенных относятся учреждения (предприятия), создаваемые на базе федерального имущества с правом оперативного управления им.

Основные моменты банкротной процедуры содержатся в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002. Отдельные нормы прописаны также Гражданским кодексом. Статьей 35 закона о МУП предусматривается, что при установлении его неплатежеспособности на стадии ликвидации, нужно обращаться в арбитраж с заявлением о несостоятельности.

Отличия несостоятельности МУП от остальных организаций

Банкротство МУП осуществляется по общим для всех юридических лиц правилам с некоторыми особенностями. Они обусловлены особым статусом этих предприятий, их руководителя и переданного им имущества.

Дело о несостоятельности юр. лица может инициироваться самой организацией, ее должниками, а также уполномоченными органами (например, налоговой).

При первом варианте такое решение принимается ее руководителем. В случае с унитарными предприятиями это делается обычно их собственниками.

Собственник чаще всего решает ликвидировать предприятие, а в процессе уже обнаруживается его несостоятельность.

После этого руководителю МУП (ликвидирующей его комиссии) поручается подготовить и подать заявление о банкротстве.

Причины банкротства

Банкротство ГУП или МУП осуществляется при наличии установленным специальным законодательством основаниям.

Основной причиной выступает несостоятельность юридических лиц. Под ней понимается неспособность предприятия удовлетворить требования всех кредиторов полностью.

При выявлении такой неспособности собственник МУП (ГУП) или его кредиторы просят суд признать предприятие банкротом. В последнем случае речь ведется о принудительной ликвидации организации.

Процедура признания МУП несостоятельным

Рассмотрением дел о банкротах занимаются арбитражные суды. Процедура признания организации несостоятельной осуществляется в несколько этапов:

  1. Сначала представителем должника (кредитора) в арбитраж предъявляется письменное заявление. В нем указываются все данные банкротящегося юр. лица, сведения об имеющихся долгах, обоснование невозможности исполнения обязательств. К заявлению прилагаются необходимые документы, оплачивается госпошлина в размере 6000 руб.
  2. Если предъявленное в суд заявление соответствует всем требованиям, то выносится определение о принятии его к производству, в котором предлагается кандидатура арбитражного управляющего.
  3. При рассмотрении банкротного дела к МУП могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
  4. Если оздоровительные процедуры не принесли эффекта, то суд признает предприятие несостоятельным и ликвидирует его. Для рассмотрения банкротных дел устанавливается семимесячный срок, но он может продлеваться.

Указанные процедуры могут вводиться судом на основании отчетов, предоставленных арбитражными управляющими. При этом допускается их непоследовательное введение судом. Информация о начале производства о банкротстве предприятия печатается в СМИ, доносится до всех кредиторов, в налоговую.

В некоторых случаях арбитраж может сразу принять решение о необходимости ликвидации задолжавшего юр. лица. На основании вступившего в силу акта вносится запись о прекращении деятельности МУП в ЕГРЮЛ.

Критерии для признания несостоятельности организаций

Причиной банкротства юр. лиц, как было указано выше, является невозможность удовлетворение требований всех кредиторов.

При этом законодательством устанавливаются критерии неспособности исполнения должником своих обязательств.

Для выявления признаков несостоятельности важно учитывать срок неисполнения обязательств, а также их размер.

Невозможность выплаты долгов (по сделкам, трудовым договорам, обязательным платежам) на лицо тогда, когда допущена просрочка по исполнению имеющихся требований более, чем на три месяца. Этот срок отсчитывается с той даты, когда это требовалось сделать.

Что касается суммы, то для несостоятельности юр. лиц размер долгов должен составлять не менее трехсот тысяч рублей. При этом оценивается вся задолженность в совокупности по разным видам обязательств и обязательных взносов в бюджет.

Последствия банкротства унитарных предприятий

При введении каждой из процедур, для банкротящихся предприятий возникают те или иные последствия. Если судом выносится по итогам рассмотрения решение о несостоятельности предприятия, то вводится конкурсное производство. С этого времени все органы управления МУП прекращают осуществлять свои полномочия.

Далее производится оценка его имущества, выплачиваются долги кредиторам, деятельность юр. лица прекращается. Сведения о завершении конкурсного производства передаются в налоговую. На их основании вносится запись о ликвидации организации в реестр. С этого времени предприятие перестает существовать.

Заключение

Унитарные предприятия, как и другие коммерческие организации, могут банкротиться. Для признания их несостоятельными применяются общие для все юр. лиц правила. Однако в силу их статуса имеются определенные нюансы процедуры.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства. Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия — такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное. Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.

Принципиальные отличия банкротства МУП

Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.

Есть еще несколько отличий:

  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

Положения законодательства

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Читайте Также  Как самому сделать банкротство физического лица

Критерии, по которым организацию ликвидируют, как неспособную погасить долги

Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:

  • организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
  • сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.

Для организаций — коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.

Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия

Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.

  • Работники МУПа, не получающие оплату за труд или различные пособия установленное законом время. Смысл их действий по признанию организации банкротом – получение своей законной компенсации за труд.
  • Государственные органы. Деятельность организации может быть признана нерациональной. Ее функции передаются другой конторе, с более эффективным управлением.

Порядок процедуры банкротства

Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.

Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.

Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.

По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.

Если с кредиторами удалось договориться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает функционировать, долги гасятся по плану.

Важно: мировое соглашение с кредиторами можно заключить на любом этапе банкротства. Если для кредитной организации, по каким-либо причинам важно существование конкретного МУПа, то оно может пойти на соглашение даже на этапе наблюдения.

Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.

Условия ликвидации

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.

Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.

Последствия и ответственность

К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.

Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Особенности унитарных предприятий

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — коммерческое предприятие, которое не имеет права собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Собственником в данном случае выступает муниципальное образование (органы местного самоуправления) в рамках полномочий, установленных актами, которые определяют их статус.

Как и любое юридическое лицо или гражданин, МУП может быть расценено как несостоятельное и подвергнуться процедуре банкротства.

Банкротство (несостоятельность) представляет собой признанную в арбитражном суде неспособность предприятия возместить в полной мере требований кредиторов по финансовым обязательствам (банковский кредит, оплаты по договорам, расчеты по векселям, задолженность перед бюджетными и внебюджетными фондами, налоговые выплаты и сборы и др.)

Процедура банкротства унитарных предприятий имеет некоторые отличия от банкротства граждан и юридических лиц, в связи с некоторыми его особенностями:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Во-первых, учредители унитарного предприятия – не его участники.
  • Имущество унитарного предприятия находится в его хозяйственном ведении и не принадлежит ему полностью, собственниками этого имущества считаются муниципальные органы.
  • Данный тип предприятий управляется единоличным руководителем, который устанавливается собственником. Все вопросы по поводу имущества, помимо отчуждения, решаются самостоятельно руководством с отчетом перед учредителями.

Основной отличительной чертой унитарного предприятия является тот факт, что оно отвечает по своим обязательствам имуществом, собственник же несет субсидиарную ответственность в том случае, если имущества не хватит для того, что бы рассчитаться по задолженности. Унитарное предприятие отличается от обычных юридических лиц тем, что руководитель не является собственником-учредителем.

Вердикт о несостоятельности принимается на основе решения собственника имущества (а именно, местной администрации), но официально постановление принимает руководитель УП.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Руководителем направляется отчет об обстоятельствах, повлекших несостоятельность, затем собственником принимается решение подать заявление в суд.

Осуществление процедуры банкротства УП

Процесс процедуры банкротства унитарного предприятия начинается с подачи конкурсными кредиторами, самим УП, местными органами государственной власти, конкурсными кредиторами, работниками предприятия судебного иска.

Выявлением признаков несостоятельности унитарного предприятия занимаются сами инициаторы процедуры банкротства. Руководитель унитарного предприятия и собственник его имущества при выявлении проблем несостоятельности, должны подать иск о банкротстве самостоятельно.

В процессе рассмотрения дел о банкротстве МУП обычно применяют данные процедуры:

Данная процедура применяется по отношению к должнику с даты принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предприятия. Этот этап проводится для того, что бы обеспечить сохранность имущества предприятия. И проанализировать его финансовое состояние. На этом же этапе составляется реестр требований кредиторов и проводится первое собрание.

Этот этап проводится с целью восстановления платежеспособности должника и появления возможности погашения задолженности путем составления графика платежей.

Эта процедура банкротства применяется по отношению к МУП с целью восстановить платежеспособность, а также передать управленческие полномочия внешнему контролеру (управляющему).

На этом этапе проводится анализ возможности соразмерного удовлетворения претензий кредиторов путем продажи имущества предприятия-должника.

Заключение мирового соглашения

Данная процедура может быть проведена на любом этапе процедуры определения несостоятельности с целью завершения процесса банкротства путем заключения соглашения должника и кредиторов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Банкротство унитарного предприятия порядок и процедуры проведения

Банкротство муниципального предприятия

Банкротство государственных и муниципальных предприятий может произойти по многим причинам. По содержанию их можно разделить на технические, управленческие и экономические. Техническими поводами для признания объекта несостоятельным являются износ оборудования, применение отсталых технологий, наличие неиспользуемых производственных площадей.

Поскольку с такой технической базой невозможно выдержать конкуренцию, то продукция перестает пользоваться спросом, замедляется ее реализация. Слабое управление и ошибки в экономической политике приводят к моменту, когда производство становится убыточным. Возникает вопрос о его несостоятельности, принимается судебное решение по реорганизации или полной ликвидации объекта.

Первым соответствующим нормативным актом был Закон Российской Федерации № 3929-1 от 19.11.1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», утративший силу с момента введения в действие Закона № 6-ФЗ от 08.01.1998 года «О несостоятельности (банкротстве)». Позднее был подписан Федеральный закон № 122-ФЗ от 24.06.

1999 года «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», определяющий должника, как организацию топливно-энергетического комплекса или субъект естественных монополий. С 1 января 2005 года упомянутый документ считается утратившим силу.

  1. Вопросы касательно процедуры банкротства унитарного предприятия тоже регулируются при помощи гражданского законодательства РФ. Статья 65-ая Гражданского кодекса указывает, что юридическое лицо может быть объявлено финансово несостоятельным только по судебному решению.

Признаки банкротства могут быть различными. Возбуждение дела о государственном банкротстве требует, чтобы должники или государственный банкрот, являющееся юридическим лицом, обладало всеми признаками реального фактического банкрота. Для юридического лица основным признаком является исключительно неудовлетворение кредиторских обязательств в течение срока до трёх месяцев.

Сумма обязательства перед кредиторами, несмотря на тип организации и собственности должны быть подтверждена в сумме несколько больше 100 000 единиц национальной валюты. Процесс банкротства начинают подачей в арбитражный суд искового заявления о признании юридического лица в роли банкрота. Заявление подается самим кредитором, его уполномоченным органом, собственно должником.

  • пропала заинтересованность в функционировании компании;
  • снизился показатель рентабельности и предприятие работает с убытками;
  • организация исполнила назначенные прежде задачи;
  • завершается срок двустороннего соглашения между МУП и действующим органом власти.
Читайте Также  Закон о несостоятельности банкротстве кратко

Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы дела и оценив их в совокупности, удовлетворяет жалобы кредиторов и ходатайство комитета кредиторов и отстраняет Приступу В.И. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ГУП «Госимпэкс» на основании ст.

г) участвовать во всех собраниях кредиторов, знакомиться с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения; участвовать (без права голоса) в собраниях кредиторов и выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов, знакомиться с протоколом собрания кредиторов и прилагаемыми к нему документами, снимать с них копии и делать выписки;

Практика показывает, что деятельность государственных унитарных предприятий (ГУПов) не всегда является коммерчески эффективной в связи с рядом внешних и внутренних обстоятельств, способных привести к банкротству в результате высокой задолженности, также общего плачевного состояния.

Неплатежеспособным можно признать почти любое юридическое лицо. Исключений немного, но они все же есть. Речь идет об учреждениях, казенных предприятиях, политических партиях и религиозных объединениях. Это прописано в статье 65 Гражданского кодекса РФ. Чтобы их ликвидировать, применяют совершенно иной порядок.

  • владельцем имущества является муниципальный орган и представляет его на правах аренды;
  • собственник для управления предприятием назначает директора, который не может быть учредителем;
  • руководство распоряжается имуществом самостоятельно, исключая отчуждение другому лицу. Действия фиксируются в отчете и представляются учредителям;
  • если возникли обстоятельства о несостоятельности организации, руководитель принимает решение о банкротстве после поступления распоряжения от муниципалитета.

Основные вопросы, касающиеся создания, функционирования и ликвидации МУП, освещаются в специальном законе, носящем название «О муниципальных и государственных унитарных предприятиях» (ФЗ №161 от 14 ноября 2002 года). Кроме того, общие вопросы по процедуре признания МУП несостоятельным отвечать по своим обязательствам освещаются в 65-ой статье Гражданского кодекса.

Должником осуществлены все мероприятия, предусмотренные ст. 63 ГК РФ по ликвидации предприятия, по окончании срока предъявления претензий составлен и согласован промежуточный ликвидационный баланс. Согласно промежуточному ликвидационному балансу обязательства должника (46.031.000 руб.) превысили стоимость принадлежащего ему имущества (13339.

Банкротство унитарного предприятия порядок и процедуры проведения

Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником. Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014, производство по делу о банкротстве МУП «Теплосервис» прекращено, в удовлетворении заявления ФНС России о завершении конкурсного производства в отношении должника отказано.

Практика указывает, что деятельность муниципальных унитарных компаний (ГУПов) не всегда является коммерчески действенной в связи с рядом наружных и внутренних событий, способных привести к банкротству в итоге высочайшей задолженности, также общего плачевного состояния.

Существует возможность провести банкротство муниципального унитарного предприятия .

Но если после проведения данных процедур ситуация не изменяется, происходит введение внешнего управления.

Оказывает влияние ли на банкротство вид учреждения?

Вкупе с тем ст.30 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” предвидено, что в случае появления признаков банкротства управляющий должника должен навести собственнику имущества (активов) должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Собственник имущества (активов) должника — унитарного предприятия должен принимать своевременные меры по предупреждению банкротства компаний и восстановлению платежеспособности должника до подачи заявления должника.

По закону “О несостоятельности (банкротстве)” от 2002 г. Заявление о признании предприятия несостоятельным (банкротом) могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. В случае очищения предприятия от кредиторской задолженности основными зачинателями могут быть как сам собственник, так и уполномоченный орган, представляющий интересы кредитора по задолженности по неотклонимым платежам (налогам).

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Городское унитарное предприятие (МУП) — коммерческое предприятие, которое не имеет права принадлежности на имущество, закрепленное за ним собственником. Собственником в этом случае выступает городское образование (органы местного самоуправления) в рамках возможностей, установленных актами, которые определяют их статус.

Как и хоть какое юридическое лицо либо гр-н , МУП может быть расценено как несостоятельное и подвергнуться процедуре банкротства.

  • Пропала заинтригованность в функционировании компании;
  • Снизился показатель рентабельности и предприятие работает с убытками;
  • Организация исполнила назначенные до этого задачки;
  • Заканчивается срок двухстороннего соглашения меж МУП и действующим органом власти.
  • Наличия суммы задолженности перед кредиторами – 300 тыс. Р. ;
  • Невозможности в течение 3-х месяцев удовлетворить валютные требования заинтересованных лиц или оплату неотклонимых платежей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Существует возможность провести банкротство муниципального унитарного предприятия .

В ст. 61 ГК есть определение ликвидации таковой предприятия . Это система действий юридического и бухгалтерского нрава, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При всем этом права и обязанности не передаются третьим лицам, другими словами процесс осуществляется без правопреемственности.

Относительно очередности шагов процедуры есть три схемы. 1-ая стадия – наблюдение – всегда неотклонимая, другие могут не вводиться, это находится в зависимости от состояния предприятия .

Арбитражное и антикризисное управление

Вместе с тем ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Собственник имущества должника – унитарного предприятия обязан принимать своевременные меры по предупреждению банкротства предприятий и восстановлению платежеспособности должника до подачи заявления должника.

При этом заявление должника должно быть подано не позже чем через месяц с даты появления вышеуказанных событий.

Вкупе с тем ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предвидено, что в случае появления признаков банкротства управляющий должника должен навести собственнику имущества (активов) должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Собственник имущества (активов) должника – унитарного предприятия должен принимать своевременные меры по предупреждению банкротства компаний и восстановлению платежеспособности должника до подачи заявления должника.

3) на основании данных актов обязует предприятие разрабатывать и представлять в установленном порядке на рассмотрение и утверждение в Комитет планы финансового оздоровления, за ранее согласованные в отраслевом отделе и комитете экономики местной администрации;

Банкротство унитарного предприятия порядок и процедуры проведения

· реорганизация, изменение масштабов унитарного предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение);

Какие бывают нюансы у банкротства МУП

В ст. 61 ГК есть определение ликвидации таковой предприятия . Это система действий юридического и бухгалтерского нрава, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При всем этом права и обязанности не передаются третьим лицам, другими словами процесс осуществляется без правопреемственности.

Относительно очередности шагов процедуры есть три схемы. 1-ая стадия – наблюдение – всегда неотклонимая, другие могут не вводиться, это находится в зависимости от состояния предприятия .

Если есть добровольное решение руководителя и собственника, МУП ликвидируется также и в досудебном порядке. Тогда формируется комиссия для ликвидации, проводится съезд кредиторов. Но если хотя бы одни из кредиторов имеет возражение, подается иск о банкротстве в суд.

Зачастую в ходе ликвидации МУП, начатой в досудебном порядке согласно добровольному решению собственника, ликвидационная комиссия устанавливает, что имущества недостаточно для выполнения требований кредиторов. Это значит, что обнаружены признаки банкротства, что, в свою очередь, обязывает кредиторов, ликвидационную комиссию, руководителя заявить в арбитражный суд иск о банкротстве.

Процедура банкротства унитарного предприятия

Процесс процедуры банкротства унитарного предприятия начинается с подачи конкурсными кредиторами, самим УП, местными органами государственной власти, конкурсными кредиторами, работниками предприятия судебного иска.

Выявлением признаков несостоятельности унитарного предприятия занимаются сами инициаторы процедуры банкротства.
Руководитель унитарного предприятия и собственник его имущества при выявлении проблем несостоятельности, должны подать иск о банкротстве самостоятельно.

В процессе рассмотрения дел о банкротстве МУП обычно применяют данные процедуры:

  1. Наблюдение

    Данная процедура применяется по отношению к должнику с даты принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предприятия. Этот этап проводится для того, что бы обеспечить сохранность имущества предприятия. И проанализировать его финансовое состояние. На этом же этапе составляется реестр требований кредиторов и проводится первое собрание.

  2. Финансовое оздоровление

    Этот этап проводится с целью восстановления платежеспособности должника и появления возможности погашения задолженности путем составления графика платежей.

  3. Внешнее управление

    Эта процедура банкротства применяется по отношению к МУП с целью восстановить платежеспособность, а также передать управленческие полномочия внешнему контролеру (управляющему).

  4. Конкурсное производство

    На этом этапе проводится анализ возможности соразмерного удовлетворения претензий кредиторов путем продажи имущества предприятия-должника.

  5. Заключение мирового соглашения

    Данная процедура может быть проведена на любом этапе процедуры определения несостоятельности с целью завершения процесса банкротства путем заключения соглашения должника и кредиторов.

Читайте Также  Когда после банкротства можно покупать квартиру

Если с кредиторами удалось условиться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает работать, долги гасятся по плану.

Сообразуясь с законодательством РФи здравым смыслом, можно найти категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности предприятия в связи с невыполнимостью оплачивать суммы задолженности .

В силу п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве, если иное не установлено данным Законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные ст.

3 Закона о банкротстве. В частности, согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.

Дорогие читатели!

Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства.

Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия — такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное.

Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.

Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц.

Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор.

В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом.

Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.

Есть еще несколько отличий:

  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс.

Банкротство унитарного предприятия порядок и процедуры проведения

Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами.

К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства.

Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года.

Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:

  • организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
  • сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.

Для организаций — коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.

Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.

Обращение в арбитражный суд дает возможность кредиторам вернуть сумму долга

  • Работники МУПа, не получающие оплату за труд или различные пособия установленное законом время. Смысл их действий по признанию организации банкротом – получение своей законной компенсации за труд.
  • Государственные органы. Деятельность организации может быть признана нерациональной. Ее функции передаются другой конторе, с более эффективным управлением.

Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.

Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.

Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего.

Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.

По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.

Процедура банкротства унитарного предприятия

Грамотная деятельность внешнего управляющего является гарантией успешного финансового оздоровления предприятия

Если с кредиторами удалось договориться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает функционировать, долги гасятся по плану.

Важно: мировое соглашение с кредиторами можно заключить на любом этапе банкротства. Если для кредитной организации, по каким-либо причинам важно существование конкретного МУПа, то оно может пойти на соглашение даже на этапе наблюдения.

Условия ликвидации

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше.

Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета.

Банкротство гуп муп судебная практика

Закон о ГУПах запрещает создание дочерних предприятий. Созданные же ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям. А если на «материнском» предприятии возбуждена процедура конкурсного производства? В этом случае вполне благополучное дочернее предприятие должно попасть в конкурсную массу. Парадокс.

Представляется, что причина инертности в отстаивании экономического интереса унитарными предприятиями кроется в особенности их организационно-правовой формы, объеме прав в отношении используемого имущества, юридической возможности привлечения его собственника к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия. Так, в силу положений ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

таковыми признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником. При этом в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

Лица, не подлежащие банкротству

— учреждения высшего профессионального (университеты, академии, институты) и послевузовского профессионального образования; (ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 20.04.2007), Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (Высшем учебном заведении) Российской Федерации» от 05.04.2001 № 264 (ред. от 17.01.2006));

Источники

  1. Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.А. Мишин. - М.: Юстицинформ, 2010. - 494 c.
  2. Нормативные, правовые акты Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» с комментариями к закону и образцами заявлений на 2018 год / Нормативные правовые акты. - М.: АСТ, 2017. - 742 c.
  3. Мухаммад, Бакир ас-Садр История ‘Илм Аль-Усул / Мухаммад Бакир ас-Садр. - М.: Садра, 2009. - 365 c.
  4. Морозова, Н. А. Особенности административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства / Н.А. Морозова. - М.: Синергия, 2014. - 915 c.
  5. Надежда, Николаевна Тарусина Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. Монография / Надежда Николаевна Тарусина. - М.: Проспект, 2002. - 109 c.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Банкротство 2021